новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
метро в цифрахзакрытые станциивоенное подземельесекретное метро2теракт в 1977 г.авария на ст. "авиамоторная"пожар на ст. "павелецкая"аварии в 1994 г.теракт в 1996 г.взрыв на ст. "белорусская"прорыв плывуна в 2003теракт в 2004 г.авария электроснабжения
цифры и факты
происшествия

Военное подземелье.



До Войны

Хочешь мира - гласит известная народная мудрость - готовься к войне. В конце тридцатых годов в Советском Союзе очень хотели мира, страна не так давно прошла через революцию, гражданскую войну и другие страшные потрясения. Экономика страны только начинала оправляться и перестраиваться на новый лад. Тем не менее, ожидание войны витало в воздухе. Ее ждали и к ней готовились.

Распоряжение СНК СССР
"О строительстве НКВД СССР и НКГБ СССР единого убежища глубокого залегания"

Москва, Кремль
13 мая 1941 г.
№227-рс
Совершенно секретно

  1. Разрешить НКВД СССР и НКГБ СССР построить единое убежище глубокого залегания на 1000 человек с командным пунктом в 350 метрах между строящимся административным домом НКВД СССР и домом №3 (ул. Кирова, г. Москва) с выходом в путевой тоннель метро вблизи станции имени Дзержинского.
  2. Проектирование и строительство убежища возложить на Метрострой. Обязать НКВД СССР предоставить Метрострою необходимое количество (неквалифицированной) рабочей силы.
  3. Разрешить НКВД СССР по согласованию с Метростроем утвердить технический проект и смету убежища.
  4. Разрешить НКВД СССР выделить на строительство убежища средства и материальные ресурсы за счет перераспределения капиталовложений и фондов НКВД СССР на 1941 г.
  5. Предложить Промбанку финансировать работы по строительству убежища впредь до утверждения технического проекта и сметы.
  6. Предложить Госплану СССР рассмотреть заявку НКВД СССР на материалы и оборудование, не предусмотренные фондами НКВД СССР, и выделить таковые для строительства убежища в III и IV кварталах 1941 г.


Зам. председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР
Н.Вознесенский

Государственный архив РФ, ф. Р-5446, оп. 25а, д. 7217, лл.51-58

Еще в 1937 году метрострой начал строительство спецобъекта недалеко от станции "Кировская". Расположенный на большой глубине бункер предназначался для штаба противовоздушной обороны Москвы. Вскоре, вместе со строительством второй очереди, началось строительство аналогичного объекта для штаба гражданской обороны на Советской Площади. В 1940-м оба объекта были закончены. А 13 мая 1941 года было принято решение о строительстве аналогичного командного пункта глубокого залегания для НКВД. Проектирование и строительство этого объекта, возложенное на метрострой, прервала война.

Помимо военных, закапывались в землю и гражданские специалисты. Так, целесообразным признается строительство подземных диспетчерских энергосети, причем в Москве и Ленинграде они должны быть совмещены с проектируемыми и строящимися диспетчерскими метрополитена.

Все эти меры должны были обеспечить непрерывность управления страной, армией и экономикой в случае войны. В то же время, само метро предполагалось, как крупнейшее бомбоубежище. Народная легенда приписывает куратору метростроя Лазарю Кагановичу слова: "здесь вам не Берлин и не Нью-Йорк - строить только под землей и как можно глубже!". Неизвестно, сказал он это на самом деле или нет, но для защиты подземных сооружений принимались серьезные меры. Так, например, вестибюли старались располагать подальше от самих станций, чтобы по местонахождению павильона нельзя было определить, где расположена подземная часть. В апреле 1941 года Совнарком постановляет считать приспособление метро под массовое убежище первоочередной задачей, наряду со строительством оборонных сооружений. На эти цели выделяются значительные суммы.

Последующий опыт показал, что принимаемые решения были верными, но, к сожалению, недостаточными. Многое пришлось делать уже на ходу, срочно наверстывая упущенное.

Война

Во второй половине 1941 года немецкие захватчики рвались к Москве. Уже с первых дней войны стало понятно, что армейскому командованию и ставке верховного главнокомандования остро не хватает защищенных и хорошо оборудованных командных пунктов. Маршал Георгий Жуков в своих мемуарах отмечал, что попытка руководить войной из рабочих кабинетов крайне отрицательно сказывалась на деятельности генерального штаба.

21 июля 1941 года руководящий состав Московской зоны ПВО в присутствии наркома обороны СССР Сталина и начальника генерального штаба Жукова проводил в ставке командно-штабное учение по отражению дневных массированных налетов противника на Москву. Оценивающий результаты Жуков дал высокую оценку действиям штабов, на следующий день наметили условное отражение ночного налета.

Однако, за несколько часов до назначенного учения, на командный пункт ПВО поступила информация от постов визуального наблюдения - на Столицу четырьмя эшелонами идет свыше двухсот немецких бомбардировщиков. Доложили Сталину, который принял решение не отменять командно-штабную игру, а прибыл вместе с Жуковым на КП ПВО и наблюдал за отражением реального налета. Таким образом, первый массированный налет на Москву главнокомандующий встретил в бункере близ станции метро "Кировская".

В ту ночь лишь одиночным самолетам противника удалось прорваться к Москве, однако время шло, фронт приближался, и воздушная тревога по ночам звучала все чаще и чаще. Среди задач, поставленных перед вражескими летчиками, было нарушение структуры управления Красной Армией. Целями были Кремль, генеральный штаб, дача Сталина. На ночь генштабисты спускались в оборудованное под зданием бомбоубежище, совершенно неприспособленное для постоянной работы. В июле было принято решение перебираться на ночь на станцию метро "Белорусская". После закрытия метро, часть станции отгораживалась фанерной стенкой, за ней размещался центральный командный пункт, а на другой части, находилось обыкновенное бомбоубежище, где укрывались жители Москвы.

Каждый вечер офицерам генштаба приходилось собирать все материалы и ехать к Белорусскому вокзалу, а утром - обратно. На это тратилось слишком много времени. В несколько лучших условиях находился оборудованный на "Белорусской" пункт связи. Он располагался в специальном поезде, стоящем в тупиках за станцией. Долго так продолжаться не могло, и в конце августа - начале сентября генштаб переезжает в здание на улице Кирова (ныне - Мясницкая) и получает в свое полное распоряжение станцию метро "Кировская". Пункт связи остается на "Белорусской".

Станция "Кировская" в годы войны.
Реконструкция

Примерно в то же время, потребовался защищенный командный пункт и народному комиссариату путей сообщения, для размещения руководства и оперативно-диспетчерского аппарата. Для этого были использованы подплатформенные помещения станции метро "Красные Ворота", находящейся неподалеку от здания НКПС.

"Кировская", приютившая генштаб, была изначально построена без центрального зала - только небольшой, в два прохода между пилонами, аванзал у эскалатора и такой же аванзал в торце станции. В дальнем аванзале разместилась Ставка. Проходы между пилонами были загорожены, внутри оборудован рабочий кабинет главнокомандующего, в котором проходили заседания ГКО. Генеральный штаб с узлом связи разместились на одной из платформ. По воспоминаниям генштабистов, им ни разу не довелось видеть Сталина входящим на станцию через эскалаторный наклон, однако его часто видели во флигеле здания на поверхности. По всей видимости, вождь использовал для спуска на станцию шахту, ведущую в командный пункт ПВО.

В этом своем кабинете он и встретил самые тяжелые для Москвы дни.

На грани краха

События на фронте развивались стремительно, и уже во второй половине сентября над Москвой нависла страшная опасность. Стальные клинья на советскую столицу вел сам теоретик танковой войны Гейнц Гудериан. Брянский фронт был уничтожен, дорога на Москву открыта.

Из города в спешном порядке эвакуировалась промышленность и учреждения. Народные комиссариаты уезжали, оставляя небольшие оперативные группы управления. 15 октября, когда казалось, Москву уже не спасти, государственный комитет обороны принял решения об эвакуации из Москвы руководителей наркоматов и о взрыве всех основных предприятий города. Взорвать предполагалось и метро - в ночь на 16 число там спешно демонтировалось оборудование. 16 Октября был единственным с мая 1935 года днем, когда метро не работало. Москву захлестнула паника. Тысячи, сотни тысяч людей бежали из города со своим скарбом. Машины, тележки, повозки, сплошным потоком уходили на Восток. Власть в городе была отдана мародерам и грабителям. Содержимое складов раздавалось уходящим жителям.


Торжественном заседание 6 ноября 1941 года.

фото с сайта "Метро, которое мы потеряли"

Сталин колебался. В этот день он посетил Калининский фронт и вернувшись на дачу в Кунцево обнаружил ее подготовленной к взрыву. На центральном аэродроме его ждали самолеты, а за Рогожской заставой - поезд. Сталин имел возможность выехать из Москвы в любой момент. Хитростью тирана он понимал, что его отъезд - это потеря Москвы и потеря всей страны. Наконец он принял судьбоносное решение и остался в столице.

Было необходимо незамедлительно навести порядок в городе. Приказ о взрыве и затоплении метро был отменен, поставлена задача в срочном порядке смонтировать обратно оборудование, которое успели разобрать.

Это сумели сделать в предельно сжатый срок, однако, метро продолжало работать на половинных мощностях до середины 1942 года, когда наконец завершили восстановление демонтированного.

Был запущен городской транспорт, открыты магазины. 19 октября, решением комитета обороны, в городе вводится осадное положение. Грабежи прекращаются - мародеров расстреливают на месте. Вводится трудовая повинность, сотни тысяч москвичей ежедневно направляются на строительство оборонительных рубежей. Метрострой занимается строительством долговременных оборонительных точек, дивизионных и армейских командных пунктов и других оборонительных сооружений.

Адольф Гитлер хвастливо обещал провести седьмого ноября, в годовщину революции, парад немецких войск на Красной Площади. В Государственном Комитете Обороны идея проведения парада была признана очень удачной. Председатель московского городского комитета партии Щербаков поначалу не поверил своим ушам, когда Сталин спросил его, где московский комитет намерен провести торжественное собрание по случаю праздника. В качестве места для проведения собрания было выбрано самое большое, на тот момент, подземное помещение - станция метро "Маяковская".

Шестого ноября поезда на "Маяковской" не останавливались с самого утра. На платформе расставляли мебель и монтировали трибуну. После шести часов, времени закрытия метро, подогнали поезд, в котором был устроен буфет. Сталин приехал на заседание на поезде со стороны "Белорусской", его точный маршрут неизвестен по сей день.

На следующий день, как и было обещано, в Москве прошел военный парад, но принимал его не претендовавший на эту роль Гудериан, а маршал Семен Буденный.

Цель была достигнута - весь мир увидел, что Москва не собирается сдаваться. К декабрю наступательная способность гитлеровских войск иссякла, а пятого декабря началось знаменитое контрнаступление, однако опасность еще далеко не миновала.

В декабре 1941 года, ставка верховного главнокомандования перебирается с "Кировской" в новый бункер в Кремле, строительство которого велось с самого начала войны. К марту 1942 года был построен и небольшой, но очень хорошо защищенный бункер на ближней даче Сталина в Кунцево. Принимается решение о строительстве запасного командного пункта Ставки в Куйбышеве (ныне Самаре) и в феврале 1942 года, группа метростроевцев отправляется в командировку на берега Волги.

Объект в Куйбышеве строился в строжайшей тайне (даже жители окрестных домов не догадывались о грандиозном строительстве у них под ногами) и за рекордно короткие сроки. Он представляет собой вертикальную шахту, диаметром 8.5 метров и уходящую на глубину 34 метра. Шахта разделена на этажи, на которых размещаются рабочие помещения обслуживающего персонала. На самом нижнем этаже от шахты вбок пройдена большая камера, в которой оборудован зал заседаний ставки.

Бункер Сталина.
Фото - Штурман ©

Рассекреченный в 1991 году, этот объект считается наиболее защищенным бункером второй мировой войны, однако, параметры кремлевского командного пункта до сих пор держатся в секрете. По сей день засекречен и законсервированный командный пункт ПВО у Чистых Прудов. Только в 2004 году туда впервые официально допустили журналистов, а до этого там успела нелегально побывать съемочная группа НТВ, которая в своем репортаже назвала этот объект "Метро-2".

Убежище

Документ №49 (с.133)
Обязательное постановление Исполкома Моссовета о правилах использования Московского метрополитена как бомбоубежища
№36/18
21 сентября 1941 г.

В целях создания лучших условий для укрывающегося населения в метрополитене во время вражеских налетов исполком Московского Совета постановляет:
1. Московский метрополитен использовать как бомбоубежище для населения, проживающего поблизости от станций метрополитена.
2. Разрешить вход в метрополитен до объявления воздушной тревоги только детям и женщинам с детьми до 12-летнего возраста.
Примечание: начало впуска в метрополитен женщин и детей устанавливается администрацией метрополитена.
3. После объявления воздушной тревоги на станции метрополитена пропускаются в первую очередь дети, а затем взрослое население.
4. Запрещается пользоваться метрополитеном как бомбоубежищем:
а) больным инфекционными болезнями (тиф, скалатина, корь и т.д.);
б) лицам в нетрезвом состоянии;
в) лицам с громоздкими вещами (чемоданы, узлы, ящики и т.д.).
Примечание: разрешается иметь при себе постельные принадлежности.
г) лицам, содержащим себя в неопрятном состоянии.
5. Входящее в метрополитен население обязано без задержки пройти в тоннель на место, указанное администрацией метрополитена или органами милиции. На платформах станций и в вагонах метро разрешается размещаться только детям и женщинам с детьми до 2-летнего возраста.
6. Выход из метрополитена производится после объявления об окончании воздушной тревоги администрацией станции.
7. Запрещается населению, укрывающемуся в метрополитене:
а) сорить и оставлять после ухода бумагу и другие предметы;
б) прикасаться и садиться на оборудование метрополитена (короба, кабель и т.д.);
в) иметь при себе огнеопасные материалы.
8. Лица, укрывающиеся в метрополитене от воздушных налетов, обязаны соблюдать полный порядок и беспрекословно выполнять все распоряжения администрации и милиции.
9. Администрация Московского метрополитена обязана:
а) немедленно после сигнала воздушной тревоги подготавливать станции и тоннели метрополитена к приему укрывающихся граждан;
б) иметь на всех станциях метро медицинские пункты для оказания первой помощи;
в) содержать все помещения метрополитена в чистоте и порядке;
г) производить дезинфекцию платформ, подвижного состава и тоннелей один раз в 10 дней;
д) обеспечить для укрывающегося населения достаточное количество питьевой воды.

* * *
Виновные в нарушении Правил использования Московского метрополитена как бомбоубежища подвергаются в административном порядке штрафу в размере 100 рублей, а в случаях, предусмотренных законом, привлекаются к уголовной ответственности.

В.Пронин
В.Кудрявцев
ЦМАМ, ф. 150, оп. 1, д. 729, л. 165

Метро и выработки Метростроя служили надежным укрытием для москвичей все годы, пока сохранялась опасность налетов вражеской авиации. При объявлении воздушной тревоги, станциях и в тоннелях укрывалось около 435 тысяч человек. Метро закрывалось для пассажиров в 18 часов, проводилось спешное дооборудование станций - на пути укладывался деревянный настил, устанавливались фонтанчики для питьевой воды. Жители допускались в метро только после объявления воздушной тревоги. Исключение делалось для детей и женщин с детьми до 12-летнего возраста, которых начинали пускать сразу по готовности сооружений к приему укрываемых.

"Маяковская" во время авианалета
Фото - "Энциклопедия "Москва"

Многое пришлось доделывать уже после начала войны - питьевые фонтанчики, санузлы и другие технические средства, необходимые для укрытия больших масс людей.

Предполагалось, что помимо бомб, метро способно защитить население и от газовой атаки Постановления совнаркома о приспособлении метрополитена под газоубежище предполагали оборудование его сооружений гермозатворами и фильтровентиляцией и были выпущены еще вначале 1941 года, однако, на начало 1942 года эта работа так и не была завершена.

Во время воздушных тревог, под землей разворачивался целый город. Работали магазины, парикмахерские. На станции метро "Курская" работала библиотека.

Библиотека на станции "Курская"
Фото из архива пресс-службы метрополитена

За всю войну, в метро только один раз создалась ситуация, угрожающая жизни укрывшихся в метро людей - когда 22 июля 1941 года авиабомба попала в перекрытие тоннеля мелкого заложения между станциями "Арбатская" и "Смоленская". Одновременно была разрушена магистраль городского водопровода, и вода хлынула в образовавшуюся воронку. Лишь самоотверженный труд метрополитеновцев позволил вывести людей из поврежденного тоннеля и ликвидировать последствия бомбежки. В тот же день на площади Белорусского вокзала при авианалете был поврежден магистральный водопровод. Вода затопила площадь и вестибюль станции метро "Белорусская", проникла в машинный зал эскалаторов. Общими усилиями движенцев, сантехников, сооруженцев и эскалаторщиков воду удалось направить под железнодорожный путепровод. Через несколько минут поступило сообщение, что вода прорвалась в торец станции "Белорусская". С большим трудом при помощи водоотливных установок откачали воду, не допустив ее в тоннель, где находились люди.

Врагу назло

В этой обстановке метрополитен продолжал строиться. Весной 1942 года, когда потребность в убежищах снизилась, строительные работы возобновились. Строилось два радиуса третьей очереди - от площади Свердлова до "Автозаводской", этот участок был пущен 1 января 1943 года и от Курского вокзала до "Измайловской" - здесь поезда пошли 18 января 1944-го.

Конструкции станции "Павелецкая" остались в оккупированном Днепропетровске, поэтому пришлось строить станцию по временному проекту. Не хватало чугуна, не хватало леса, крепить тоннели приходилось бутовым камнем на цементе. Не хватало техники и самое главное, не хватало крепких мужских рук - большая часть метростроевцев ушла на фронт, другие были заняты на строительстве военных и специальных объектов. В забоях работали женские бригады. И справлялись, строили. Общая протяженность "военного" участка составила 13 километров. На каждой из пущенных в эксплуатацию станций установлены таблички: "Сооружена в дни Великой Отечественной войны". Во время войны началось и новое строительство - семи станций кольцевой линии, которые были введены в эксплуатацию уже после Победы.

После войны

Горькие уроки, вынесенные из военных лет, не прошли даром. С той поры все новые сооружения метрополитена заранее приспосабливаются под использование в качестве сооружений гражданской обороны.

Усвоили свои уроки и военные. Сеть надежно защищенных командных пунктов, предназначенных для обеспечения управляемости как страной, так и вооруженными силами, не оставляет потенциальным врагам нашей родины никаких надежд на то, что первым же ударом удастся уничтожить руководство или нарушить управление. Это уже современные тайны и они должны оставаться тайнами, пока есть на свете хотя бы одна ракета и один боевой самолет.


Спецобъект федерального агенства по резервам.

Фото из журнала "Итоги", автор: Александр Иванишин

 


Идея, текст, подбор иллюстраций - to_the_future.
Отдельная благодарность Russos-у, Штурману, Владиславу Лаврову, Игорю Лисову, Пресс-Службе метрополитена.
При подготовке материала использованы открытые источники, воспоминания и мемуары военных лет.
 



Последнее обновление 20.01.2021 Copyrigt©1997-2021 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».