новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
сокольническаязамоскворецкаяарбатско-покровскаяфилевскаякольцеваякалужско-рижскаятаганско-краснопресненскаякалининскаясолнцевскаясерпуховско-тимирязевскаялюблинско-дмитровскаякаховскаябутовскаямонорельсмосковское центральное кольцонекрасовскаябольшая кольцеваякоммунарская
линии
строящиеся линии
бирюлёвская
рублёво-архангельская

Линия в ММДЦ Москва-Сити (бывш. "мини-метро").



В начале 90-х годов прошлого столетия правительство Москвы начало реализацию грандиозного проекта строительства многофункционального делового центра ММДЦ "Москва-СИТИ" на Краснопресненской набережной. При разработке проекта комплекса предполагалось сооружение в Центральном ядре двух пересадочных станций метрополитена - одной на продлении Калининской линии от станции "Третьяковская", второй - на перспективной линии Солнцево-Мытищи (так называемой Солнцево-Мытищенской хорде). Однако реалии тех лет, финансовый кризис, недостаточность государственных инвестиций на строительство метрополитена отодвинули строительство западного радиуса Калининской линии на неопределенный срок.

В этой ситуации городские власти приняли решение максимально удешевить строительство новой линии в Сити за счет сооружения тоннелей уменьшенного (диаметром всего 4,5 метра) габарита, сокращения длины станций, применения кривых малого (по меркам традиционного метрополитена) радиуса и использования нового типа вагонов. Предложенная новая транспортная система получила название "мини-метро". Платой за удешевление должно было стать отсутствие технической совместимости с действующей сетью метрополитена. Более тщательное рассмотрение показало, что эффективность нового вида транспорта будет невысока, а затраты на эксплуатацию велики. Проект несколько раз пересматривался, и в окончательном варианте решено было сохранить совместимость с "классическим" метрополитеном. Однако ряд норм, принятых для "классического" метрополитена был нарушен. В частности, минимальные радиусы кривых уменьшены до 150 метров, отсутствуют сооружения ГО и гермозатворы.

Схема трассировки линии в ММДЦ Москва-Сити

автор схемы - Штурман

Проект новой линии от площади Киевского вокзала в ММДЦ "Москва-СИТИ" был подготовлен ОАО "Метрогипротранс" совместно с НИиПИ Генплана Москвы. Проектом предусмотрена интеграция нового участка в действующую Филевскую линию метрополитена с организацией вилочного движения поездов от "Александровского сада" до Крылатского и в Сити. Строительная длина всего участка составляет 2,78 км в двухпутном исчислении (в том числе 0,46 км в пределах построенного открытым способом Центрального ядра ММДЦ). Несмотря на то, что параметры новой линии вплотную приблизились к параметрам традиционного метро, за ней прочно закрепилось название "мини-метро".

Такой подход к проектированию линии уже сейчас вызывает серьезные сомнения. Значительного удешевления достичь не удалось, стоимость новой линии составила почти 200 миллионов долларов. Притом, что почему-то не рассматривались гораздо более дешевые варианты: ответвление от Филевской линии после станции "Кутузовская" или строительство двух перегонных тоннелей от внешних путей "Парка Победы", которые в будущем могли бы использоваться в составе Солнцевской линии. В то же время, никаких удобств по сравнению с вышеизложенными вариантами реализуемый проект не приносит, для большинства пассажиров все равно сохраняется необходимость в дополнительных пересадках (Филевская линия не имеет удобных прямых пересадок с большинством других линий)

Тендер на строительство линии выиграл Консорциум в составе ОАО "Мосинжстрой", ЗАО "Объединение Ингеоком" и Тоннельного отряда N 44. Финансирование проектирования и строительства линии выделялось валютно-финансовым управлением правительства Москвы и не включалось в бюджет метростроения.

Исходя из градостроительных условий, строительство практически на всем протяжении велось закрытым способом. Участок от "Делового центра" к "Киевской" построен в чрезвычайно сложных водонасыщенных грунтах с использованием современных механизированных тоннелепроходческих комплексов фирмы LOVAT. Это позволило выполнить работы в условиях плотной застройки в сжатые сроки с высоким качеством, не помешав нормальной жизнедеятельности города. Новая линия начинается от главных путей Филевского радиуса в зоне тупиков за станцией "Киевская". Примыкание к действующим путям метрополитена в тоннелях мелкого заложения построено в неблагоприятных инженерно-геологических условиях. Для обеспечения непрерывного движения поездов по действующему участку Филевской линии, в месте примыкания новых тоннелей была сооружена объемлющая бетонная конструкция, получившая название "саркофаг", которая позволила разобрать внешние стенки существующих тоннелей и построить камеры съездов.

В районе слияния Большой Дорогомиловской улицы и Кутузовского проспекта изначально предполагалось сооружение станции "Дорогомиловская", однако впоследствии от нее было решено отказаться. Тем не менее, станция может быть построена в будущем - под нее оставлен так называемый "задел": тоннели, оси которых разнесены на необходимое расстояние, проходят горизонтально и параллельно друг другу.

После пересечения Москвы-реки трасса проходит под Экспоцентром, круто поворачивает на запад и входит в зону ММДЦ. Здесь расположена станция "Деловой Центр", которая станет 171-ой станцией Московского метрополитена.

Строительство станции "Деловой Центр".

Фото - AlexD

Уникальный пересадочный узел "Деловой центр" сооружен на двух нижних ярусах подземного пространства Центрального ядра ММДЦ и состоит из трех параллельных станций. Пока для пассажиров будет открыта только одна станция, остальные же платформы останутся закрыты на неопределенное время. Это единственный случай в отечественной практике, когда станции метрополитена построены задолго до прокладки перегонных тоннелей.

Первоначально планировалось, что на новой линии будут использоваться составы из трех вагонов 81-740/741 "Русич" (аналогичных используемым на Бутовской линии легкого метро), поэтому платформы станций проектировались длинной 90 метров. Надо заметить, что в Московском метро до недавних пор все подземные станции строились с длинной платформы не менее 155 метров, что достаточно для приема составов из восьми стандартных вагонов. Даже станции первой очереди удовлетворяют этому условию, и, в случае необходимости, возможно введение восьмивагонных поездов на Сокольнической линии. Единственно исключение - подземная станция "Улица Старокачаловская" на Бутовской линии. В конце прошлого года, уже после завершения основных строительно-монтажных работ, было решено удлинить платформы построенных станций "Деловой Центр" и "Международная" для возможности приема поездов из четырех вагонов типа "Русич" или, соответственно, шести стандартных вагонов. Платформенная часть уже практически готовой станции "Деловой центр" была удлинена до 118 метров, благо это позволяла конструкция нижнего яруса Центрального ядра. Ширина платформы не изменилась и составляет 11,8 м.

Архитектурно-композиционное решение станции нетрадиционно для Московского метрополитена. Оформление подземного сооружения выполнено в стиле хай-тек, с использованием нержавеющей стали, стекла, алюминиевых и пластиковых панелей, сообразно будущей застройке всего района сверкающими небоскребами. В центральной части станции в перекрытии выполнен фигурный проем, благодаря чему суммарная высота среднего нефа составляет более 7-ми метров. Вдоль станции расположено два ряда колонн с шагом 7,8 метров, облицованных нержавеющей сталью.

Строительство станции "Деловой Центр".

Вестибюль соединен с торцами платформы эскалаторами и лестницами. С помощью светового и цветового решения интерьеров все пространство станции делится на зоны: транспортную, пешеходно-прогулочную, выставочную и информационную. Главную роль в этом играют подвесные потолки разной формы и контрастных цветов. Между несущими конструкциями и подвесным потолком со светильниками размещаются технические коммуникации, воздуховоды, система пожаротушения, электрокабели. Интерьеры вестибюлей решены в едином стиле и цветовой гамме. Колонны облицованы мрамором коричневого цвета, стены - бежевым, все витражи, ограждения, декоративные элементы выполнены из шлифованной нержавеющей стали. В вестибюлях размещаются так же служебные и технологические помещения. Кассовый зал соединен трехленточным эскалатором типа Е25Т с выходом к Эскпоцентру в здании Центрального ядра и к мосту Багратион.

На всем протяжении линии в пределах Центрального ядра, впервые в отечественном метростроении применена уникальная технология верхнего строения пути. Рельсовый путь уложен на монолитную железобетонную плиту, которая сопрягается с несущими конструкциями через пружинные виброизолирующие устройства, что позволяет максимально защитить сооружения Центрального ядра ММДЦ "Москва-СИТИ" от вибраций, а так же значительно уменьшить уровень шума при движении поездов.

Сразу за станцией "Деловой центр" сооружен перекрестный съезд, по которому осуществляться оборот составов.

После выхода из зоны Центрального ядра тоннели по крутой кривой, радиусом 150 метров, поворачивают на северо-запад к третьему транспортному кольцу. Строительство этого участка осуществлялось буро-взрывным способом, обделка тоннелей выполнена из чугунных тюбингов. Сама станция "Международная" - трехсводчатая, глубокого заложения, колонно-стеновой конструкции - построена закрытым способом. Тюбинговые кольца боковых залов внешним диаметром 7,5 метров разомкнуты и опираются на стеновые конструкции из стального проката. На эти стены опирается и свод центрального зала, диаметром так же 7,5 метров. Как мы видим, станция будет меньше привычных для нас глубоких станций "классического" метрополитена, где диаметр боковых залов, как правило, 8,5 метров, а центрального - 9,5 метров. Между центральным и боковыми залами устроено 5 пар проходов, которые распределены по длине станции неравномерно - по две пары расположены у каждого из торцов и одна - в середине станции.

Строительство станции "Международная".

Примыкание эскалаторного наклонного хода к центральному залу (западный торец).

К моменту принятия решения об удлинении платформ основные конструкции станции уже были возведены. Положение осложнялось тем, что к западному торцу станции примыкает эскалаторный наклонный ход, а с востока, практически сразу же, начинается крутая кривая к "Деловому центру". Строителям пришлось перебирать обделку примыкающих к станции участков перегонных тоннелей, увеличивая их диаметр для размещения посадочной платформы. Таким образом, восточная часть станции оказалась расположена в кривой. В итоге, в Москве появилась третья станция метро с криволинейной платформой, причем, как и первые две ("Александровский сад" и "Кутузовская"), находящаяся на Филевской линии.

Строительство станции "Международная".

Боковой станционный тоннель

Наземный вестибюль станции "Международная", расположенный в подэстакадном пространстве третьего кольца, соединен с платформой трехленточным эскалатором. Здесь планируется размещение крупного транспортного узла, включающего в себя участки внутригородской кольцевой магистрали (3-е кольцо), скоростной транспортной системы в аэропорты Внуково и Шереметьево и скоростного рельсового транспорта по малому кольцу Московской железной дороги.

Одновременно со строительством участка "Киевская" - "Деловой центр" проводится обновление технологических систем Филевской линии для пропуска поездов по вилочному ответвлению, реконструкцию электродепо "Фили" для отстоя и обслуживания нового подвижного состава.

Первое время интервал движения до станции «Деловой центр» составит 15 минут (4 пары в час). В 2008 году намечается окончание строительства участков "Парк Победы" - "Кунцевская" и "Крылатское" - "Строгино" Арбатско-Покровской линии. Действующий участок Филевской линии от станции "Кунцевская" до станции "Крылатское" войдет в состав строящейся линии, что позволит значительно разгрузить Филевскую линию и северо-западный радиус Таганско-Краснопресненской, работающий сейчас на пределе пропускной способности. К этому времени, по мере застройки площадей в ММДЦ "Москва-СИТИ", значительно возрастет пассажиропоток на участке "Александровский сад" - "Международная" и парность движения на нем будет увеличена.

Дальнейшее развитие

За время строительства столь короткого участка, планы его дальнейшего продления успели неоднократно поменяться. По первоначальному проекту предполагалось, что линия закончится на станции "Международная" (проектное название "Москва-Сити") и единственным возможным развитием станет строительство в перспективе промежуточной станции "Дорогомиловская" на пересечении Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы.

Впоследствии появились предложения о продлении линии вдоль строящегося Краснопресненского проспекта к Живописной улице, практически по трассе проектировавшегося продления Калининской линии. Но эти планы были пересмотрены. Сейчас планируется, что после "Международной" тоннели протянутся к проектируемому комплексу Евровокзала (в районе платформы Тестовская), к Шелепихинской набережной, станции "Полежаевская", Ходынскому полю. В будущем линия, возможно, пройдет через "Динамо" и "Савеловскую", образовав второй пересадочный контур на расстоянии 1-2 перегонов от Кольцевой линии. По планам специалистов НИиПИ Генплана Москвы, такая рокадная линия поможет разгрузить пересадочные станции в центральной части города и обеспечит удобный подвоз к деловому центру в Сити пассажиров Таганско-Краснопресненской, Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской линий. Однако, похоже, что проектировщики и сами не очень понимают, для чего понадобилось строить линию, слабо совместимую с остальной сетью, значение которой будет (в отличие от всех остальных) в перспективе только снижаться. Ведь с достройкой (если будут средства и политическая воля руководства) Калининской и Солнцевской линий, необходимость в участке "Киевская" - "Международная" резко сократится. Филевская линия не имеет достаточного количества пересадок, и большинство пассажиров будет выбирать более удобные и прямые способы для того, чтобы попасть в Сити.

 



Последнее обновление 20.01.2021 Copyrigt©1997-2021 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».