новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
первые проектыначало строительствапервая очередьгоды войныпослевоенный периодметро в 50-60метро в 70-80метро в 90-хметро сегодняметро 80: станции 1-й очередиистория схемпредысторияиюньский (1931 г.) пленумпроекты 32-53 годов53-71 гг.генплан 1971новейшая историялитератураскоростные линиилегкое метромитинский радиуссолнцевская линия ЛМ
летопись
история проектирования
архив проектов

5. От Генплана 1971 года до наших дней



5.1. ТЭО Генплана

В середине 1966 г. ЦК КПСС одобрил и СМ СССР утвердил Технико-экономические основы Генерального плана развития Москвы, подготовленные МГК КПСС и Мосгорисполкомом. Исполком Моссовета получил задание разработать проект Генплана и в 1968 г. представить его на утверждение Совету Министров СССР.

В имеющейся публикации [1966САМ] положения ТЭО относительно Московского метрополитена по существу не освещены. На с.22 зафиксирована протяженность линий Московского метрополитена на 01.01.1966 (110 км) и протяженность на расчетный срок (1985 или даже 1990 г.), равная 320 км. На центральной вклейке имеются также две карты, которые противоречат друг другу по содержанию.

[Схема линий Московского метрополитена (1966)]
Из журнала "Строительство и архитектура Москвы", №11, 1966.

"Схема линий метрополитена" показывает только один строящийся Ждановский радиус до ст. Выхино длиной 14.2 км. Как проектируемые на 1966-1970 гг. показаны линии общей протяженностью 18.7 км: Автозаводская - Варшавская (3 станции), Войковская - Тушино (1 станция), Октябрьская - Проспект Мира (3 станции) и как задел строительства - Краснопресненский радиус (Краснопресненская - Хорошево, 6 станций).

Примечательно, что Калужско-Рижский радиус впервые трассирован через ст. Новокузнецкая, Площадь Ногина, Тургеневская, но без Колхозной. Согласно [1970ВМ, с.42], строительные работы на участке от Октябрьской пл. до проспекта Мира начались осенью 1966 г. На линии протяженностью 6.5 км появятся 4 станции: Новокузнецкая, Площадь Ногина (1970), Тургеневская, Колхозная Площадь (1972).

Таким образом, схема 1966 г. является сокращенным вариантом предложений 1965 г. с восстановлением "загиба" Замоскворецкого радиуса на Волхонку-ЗиЛ. А на уже упомянутой схеме 1967 г. пусковой участок Замоскворецкого радиуса вновь имеет четыре станции, до "Волхонки-ЗиЛ" включительно. (Известно, что ст. Каховская строилась с отставанием на год относительно трех других на этом участке.)

[Сочетание линий метро с железными дорогами (1966)]
Из журнала "Строительство и архитектура Москвы", №11, 1966.

Схема "Сочетание линий метро с железными дорогами" из ТЭО Генплана напоминает два варианта перспективной схемы 1965 г., но не совпадает ни с одним из них. Впоследствии многие линии пройдут именно так, как нарисовано на этой схеме.

5.2. План строительства 1968 года

Летом 1968 г. было принято решение Совета Министров СССР о плане строительства линий Московского метрополитена общей протяженностью 55.1 км в 1968-1975 гг., т.е. в оставшиеся годы 8-й и в 9-й пятилетке. После его реализации Московский метрополитен должен был иметь к 01.01.1976 линии длиной 184.5 км и 111 станций [1968П].

[План развития Московского метрополитена на 1968-1975.]
"Правда", 22.08.1968.

Радиус (диаметр)

Конечные пункты

Длина, км

Количество станций

Дата ввода

Замоскворецкий

Автозаводская - Коломенская -Каширская - Варшавская - Каховская

 

4

1969

Калужский

Октябрьская - Новокузнецкая - Площадь Ногина (Китай-Город)

3.9

2

1970

Ждановский

Таганская - Площадь Ногина (Китай-Город)

2.3

1

1970

Краснопресненский

Краснопресненская (Баррикадная) - Улица 1905 Года - Беговая - Хорошевская (Улица Куусинена, Полежаевская) - Октябрьское Поле

почти 8

5

1971

Калужско-Рижский

Площадь Ногина (Китай-Город) - Тургеневская - Колхозная Площадь - Проспект Мира

2.6?

2

1972

Краснопресненский

Октябрьское Поле - Щукино - Тушино

 

2

1973

Краснопресненский

Тушино - Аэродромная (Сходненская) - Захарково (Планерная)

всего 9

2

1974

Ждановско- Краснопресненский

Площадь Ногина (Китай-Город) - Дзержинская - Пушкинская - Краснопресненская

 

2

1975?

Калужско-Рижский

ВДНХ - Медведково

8.3

4

1975

Калужско-Рижский

Новые Черемушки - Беляево

 

2

1975

Тимирязевский

Новослободская - Савеловская

 

1

1975

Итого

 

55.1

27

 

Горьковско-Замоскворецкий

Каширская - Ленино

 

2?

задел

Тимирязевский

Новослободская - Чеховская - Библиотека имени Ленина

 

2

задел

Калининский

Таганская - Застава Ильича - Новогиреево

13

6

задел

В книге [1969Ф] указано, что в 1968 г. по предложению МГК КПСС и Мосгорисполкома принято решение о строительстве в Москве в 1968-1975 гг. новых линий метрополитена протяженностью 53 км. Участки Каширская - Ленино и Новослободская - Библиотека имени Ленина обозначены как задел 1973-1975 гг.

Данное решение фиксирует отказ от ответвления Войковская - Тушино проектов 1965-1966 гг. и санкционирует уже давно ведущееся строительство линии до "Каховской". Интересен проект подвозящей линии Новослободская - Савеловская (обозначенной, кстати, на вагонной схеме 1970-1971 гг.) и новое решение продления этой линии на юг.

Подробное описание плана 1968 года имеется также в [1970ВМ, с.42-45] со следующими изменениями. Участок ВДНХ - Медведково исключен из числа пусковых и отнесен на следующую, 10-ю пятилетку. Ускоренными темпами строится участок Таганская - Площадь Ногина со вводом в 1970 г. сдвоенной шестизальной станции. Далее он будет продлен через ст. Дзержинская и Пушкинскую пл. до Красной Пресни. На Краснопресненском радиусе (всего 17 км) между Щукинской и Тушинской упоминается еще и станция, которая будет сооружена "в центральной части Тушинского аэродрома" и ныне известна как Волоколамская.

Среди перспективных линий упоминается ответвление от ст. Улица Куусинена (Полежаевская) в район Хорошево - Мневники - Серебряный бор, продолжение Тимирязевского радиуса на север в Бескудниково, Горьковского радиуса от ст. Речной Вокзал до пл. Левобережная, Кировского радиуса от ст. Преображенская Площадь "в сторону жилого массива на Открытом шоссе и вдоль Большой Черкизовской улицы и Щелковского шоссе". Калининский радиус также отнесен на 10-ю пятилетку.

В 1968 г. была закончена реконструкция ст. Автозаводская с сооружением северного выхода, а 11.08.1969 был открыт участок Замоскворецкого радиуса Автозаводская - Коломенская - Каширская - Варшавская - Каховская.

В [1970ВМ, с.37] дается подробное объяснение строительству двухзальной станции Каширская: она построена как пересадочная, причем прямое направление будет позднее строиться в Царицыно, а действующий участок Каширская - Каховская является частью Большого кольца.

03.01.1971 были открыты участки Калужского радиуса Октябрьская - Новокузнецкая (Третьяковская) - Площадь Ногина (Китай-Город) и Ждановского радиуса Таганская - Площадь Ногина.

5.3. Генеральный план 1971 года

В 1969 г. Совет Министров СССР одобрил "Комплексную схему развития Московского железнодорожного узла, метрополитена, автомобильных дорог, воздушного и водного транспорта в Москве и Московской области".

В июне 1971 г. ЦК КПСС и СМ СССР одобрили Генеральный план развития Москвы на период с 1961 до 1985-1990 гг. (расчетный срок) с прогнозами на перспективу до 2000 г. Прогнозная длина линий метрополитена на расчетный срок составляла 320 км (в соответствии с ТЭО 1966 г.), на перспективу - 450 км.

В 1972 г. председатель исполкома Моссовета В.Ф.Промыслов выступил в "Науке и жизни" (№7, 1972) со статьей "Столица: диалектика роста" и привел в ней планы строительства 27 км метро до 1975 г. Сюда вошли: уже открытый участок Площадь Ногина - Проспект Мира, Краснопресненский радиус (1972) и его продление до Планерной (к концу пятилетки), соединение Ждановского и Краснопресненского радиусов со станциями на Кузнецком мосту и пл. Пушкина (с одновременным строительством станции Пушкинская Площадь Горьковско-Замоскворецкой линии!) и участок Новые Черемушки - Беляево, а также реконструкция Центрального и других пересадочных узлов.

[План развития Московского метрополитена на 1968-1975.]
"Наука и жизнь", №7, 1972.

На карте обозначены строящиеся и проектируемые участки:

Радиус (диаметр)

Конечные пункты

Длина, км

Количество станций

Дата ввода

Краснопресненский

Краснопресненская - Площадь 1905 Года - Беговая - Хорошевская - Октябрьское Поле

 

5

 

Краснопресненский

Октябрьское Поле - Щукинская - Волоколамская - Тушинская - Сходненская - Планерная

 

5

 

Ждановско- Краснопресненский

Площадь Ногина (Китай-Город) - Дзержинская - Пушкинская - Краснопресненская

 

2

 

Итого

       

Калужско-Рижский

Калужская - Беляево

 

1

 

Калужско-Рижский

ВДНХ - Ростокинская - Свиблово - Бабушкинская - Медведково

 

4

 

Горьковско-Замоскворецкий

Каширская - Ленино

 

1

 

Калининский

Реутово - Таганская - Новокузнецкая - Библиотека имени Ленина

     

Тимирязевско-Серпуховской

Дегунино - Петровско-Разумовская - Савеловская - Новослободская -Чеховская - Библиотека имени Ленина

     

Тимирязевско-Серпуховской

Лианозово - Петровско-Разумовская (ответвление)

     

В [1973СТ] были приведены итоги строительства метрополитена по 1972 г., планы строительства до 1975 г. и до расчетного срока, а также перспективная схема.

[Генеральная схема развития Московского метрополитена и железнодорожного узла до 1985 г.]
Из брошюры "Столичный транспорт в Генеральном плане развития Москвы" (1973)

В таблице названия станций даны условно.

Радиус (диаметр)

Конечные пункты

Длина, км

Количество станций

Дата ввода

Калужско-Рижский

Площадь Ногина (Китай-Город) - Тургеневская - Колхозная - Проспект Мира

 

2

1972

Краснопресненский

Краснопресненская - Улица 1905 Года - Беговая - Полежаевская - Октябрьское Поле

 

5

1972

Калужско-Рижский

Новые Черемушки - Калужская - Беляево

 

2

 

Краснопресненский

Октябрьское Поле - Щукинская (- Волоколамская) - Тушинская - Сходненская - Планерная

 

4

1975

Ждановско- Краснопресненский

Площадь Ногина (Китай-Город) - Дзержинская (Лубянка) - Пушкинская - Краснопресненская

 

2

1975

Итого

   

15

 

Кировско-Фрунзенский

Преображенская Площадь - Черкизовская - Бирюсинка -Щелковская - Хабаровская

     

Кировско-Фрунзенский

Преображенская Площадь -Богородское - Улица Подбельского - Метрогородок (ответвление)

     

Кировско-Фрунзенский

Юго-Западная - Тропарево - Южный Вокзал

     

Горьковско-Замоскворецкий

Речной Вокзал - Беломорская Улица - Улица Дыбенко - Левобережная

     

Горьковско-Замоскворецкий

Каширская - Кантемировская - Ленино - Царицыно - Орехово - Домодедовская - Красногвардейская - Братеево

     

Филевский

Молодежная - Крылатское

     

Филевский

Кунцевская - Рабочий Поселок (ответвление)

     

Калужско-Рижский

ВДНХ - Ростокинская - Свиблово - Бабушкинская - Медведково / Лосиноостровская

     

Калужско-Рижский

Медведково - Челобитьево - Мытищи

     

Калужско-Рижский

Беляево - Коньково - Теплый Стан

     

Ждановско-Краснопресненский

Ждановская - Люберцы - Некрасовка

     

Ждановско-Краснопресненский

Полежаевская - Мневники - Живописная Улица - Серебряный Бор

     

Тимирязевско-Серпуховской

Марк - Дегунино - Лихоборы - Петровско-Разумовская - Савеловская - Новослободская - Трубная - Чеховская - Боровицкая - Полянка - Серпуховская - Севастопольская - Чертановская - Красный Строитель

     

Тимирязевско-Серпуховской

Лианозово - Отрадное - Владыкино -Петровско-Разумовская (ответвление)

     

Калининско-Арбатский

Реутово - Кетчерская - Новогиреево - Перово - Новая - Таганская - Новокузнецкая - Арбатская (2) - Киевская (2) - Мосфильмовская - Ломоносовская - Раменки - Лобачевская - Востряково - Солнцевский Проспект - Солнечная

     

Калининско-Арбатский

Ломоносовская - Матвеевское - Аминьевская - Промзона

     

На перспективу намечалось строительство скоростных линий по хордовым направлениям, центральные участки которых образуют Большое кольцо. На карте были показаны такие линии:

  • Большое кольцо: Каховская - Калужская - Проспект Вернадского - Лобачевская - Аминьевская - Кунцевская - Нижние Мневники - Мневники - Октябрьское Поле - Сокол - Владыкино - Ростокинская - Северянин - Белокаменная - Улица Подбельского - Измайловский Парк - Шоссе Энтузиастов - Кусково - Кузьминки - Люблино - Братиславская - Перерва - Каширская
  • Калужская - Улица Волгина - Улица Виноградова - Южный Вокзал
  • Октябрьское Поле - Хорошево - Серебряный Бор - Троице-Лыково - Красногорск
  • Ростокино - Отрадное - Бескудниково - Лианозово - Марк
  • Северянин - Федоскинская - Улица Ротерта
  • Братиславская - Капотня - Белая Дача
  • Братиславская - Марьино - Борисово - Зябликово
  • Калужская - Улица Миклухо-Маклая - Ясенево

[Генеральная схема развития Московского метрополитена до 1985 г. (вариант)]
Схема с сайта metro.ru

05.01.1972 с пуском участка Площадь Ногина - Тургеневская - Колхозная (Сухаревская) - Проспект Мира (3.2 км) были соединены Калужский и Рижский радиусы.

30.12.1972 был открыт Краснопресненский радиус: Баррикадная - Улица 1905 Года - Беговая - Полежаевская - Октябрьское Поле.

5.4. Август 1973 года

По состоянию на август 1973 г. [1973ТММ], планировалось построить:

  • Участок Новые Черемушки - Калужская - Беляево (3.6 км, с закрытием временной станции Калужская (Д)) - в 1974;
  • Участок Октябрьское Поле - Планерная (9.7 км, без Волоколамской) - в 1975;
  • Участок Площадь Ногина - Баррикадная (4.1 км) - в 1975.
Это означало удлинение в течение 9-й пятилетки линий метро на 27 км и количества станций - до 104. Реконструкции также подлежал Центральный пересадочный узел, в частности: строительство дополнительных тоннелей Площадь Свердлова - Площадь Революции с эскалатором и Проспект Маркса - Площадь Свердлова; сооружение дополнительного выхода из совмещенного вестибюля станций Площадь Свердлова и Площадь Революции в скверу Китайгородской стены.

Следующими этапами строительства должны были стать линии ВДНХ - Медведково, Новослободская - Савеловская. К 1980 г. планировалось построить Серпуховскую и Калининскую линии. На перспективу были названы линии Савеловская - Дегунино - Лианозово, Каширская - Ленино-Дачное (упомянута также в описании ст. Каширская), Арбатская - Таганская - Новогиреево - Реутово. Таким образом, это описание соответствует приведенному в "Науке и жизни".

Сверх того в разделе про ст. Преображенская Площадь [1973ТММ, с.12] был описан проект продления Кировско-Фрунзенской линии в Метрогородок и далее с тремя станциями: у кинотеатра "Янтарь", Метрогородка и на Уральской ул.

12.08.1974 открыт участок Калужско-Рижской линии Новые Черемушки - Калужская - Беляево.

На "раскладушке" за ноябрь 1974 г. из коллекции Артемия Лебедева видно, что станцию Волоколамская удалили в последний момент, не изменив расстояния между соседями.

[План Московского метрополитена, ноябрь 1974 г.]
Схема с сайта metro.ru

5.5. 1975 год

17.12.1975 был открыт соединительный участок Ждановско-Краснопресненской линии: Площадь Ногина - Кузнецкий Мост - Пушкинская - Баррикадная (4.1 км).

30.12.1975 был продлен Краснопресненский радиус: Октябрьское Поле - Щукинская - Тушинская - Сходненская - Планерная (9.6 км).

За 9-ю пятилетку (1971-1975) в соответствии с планом 1973 года было построено 26.3 км линий и 15 станций [1978ЦФ, с.5].

5.6. 1978 год

30.09.1978 г. вступил в строй участок Калужско-Рижской линии ВДНХ - Ботанический Сад - Свиблово - Медведково (8.2 км). Пуск был приурочен к 1-й годовщине новой Конституции СССР.

Протяженность линий достигла 173 км, количество станций - 107 [1978ЦФ, с.4].

По состоянию на конец 1978 г. план на 10-ю пятилетку (1976-1980) предусматривал строительство почти 20 км линий Московского метрополитена, достройку на действующей линии станции Шаболовская и строительство "с нуля" станции Горьковская.

Калининскую линию (Марксистская - Новогиреево, 11.1 км) и ст. Горьковская планировалось открыть в 1979 г., ст. Шаболовская - в 1980 г.

В перспективе на 11-ю пятилетку стояло открытие Серпуховской линии со ст. Добрынинская (Серпуховская), Даниловская (Тульская), Нижние Котлы (Нагатинская), Нахимовская, Каховская, Чертановская (Севастопольская), Днепропетровская (Южная). Интересно, что станция Нагорная не названа. Эту линию планировалось затем продлить на север через ст. Петровско-Разумовское в Дегунино и до ж.д. платформы Марк с ответвлением от ст. Петровско-Разумовское в Лианозово [1978ЦФ, с.5-6].

На более отдаленную перспективу планировались ответвления Полежаевская - Хорошево-Мневники - Серебряный Бор, Каширская - Борисово, Кунцевская - Рабочий Поселок с совмещенной пересадкой, участки Ждановская - Люберцы, Речной Вокзал - Левобережная, Преображенская Площадь - Измайлово и Гольяново, Юго-Западная - Теплый Стан [1978ЦФ, с.6].

5.7. Постановление 1979 г.

Накануне досрочного пуска 19.07.1979 108-й станции Московского метрополитена Горьковская в газете "Известия" [1979И] были изложены положения "недавнего" постановления СМ СССР об ускорении развития Московского метрополитена, предусматривающего строительство в течение 11-й пятилетки (1981-1985) почти 30 км линий.

Радиус (диаметр)

Конечные пункты

Длина, км

Количество станций

Дата ввода

Калининский

Марксистская - Площадь Ильича - Авиамоторная (Новая) - Шоссе Энтузиастов - Перово - Новогиреево

12.3

6

1979

Калужско-Рижский

Шаболовская

-

1

1980

Серпуховский

Добрынинская - Днепропетровская

13.8

8

1983

Тимирязевский

Добрынинская - Полянка - Библиотека имени Ленина

более 2

2

1984

Горьковско-Замоскворецкий

Каширская - Ленино - Царицыно - Орехово

 

3

1984

Горьковско-Замоскворецкий

Орехово - Борисово - Братеево

 

2

1985

Серпуховский

Днепропетровская - Красный Маяк

 

1

1985

Калининский

Марксистская - Новокузнецкая (Третьяковская)

1.5

1

1985

Калужско-Рижский

Беляево - Теплый Стан - Ясенево

 

...

1986

         

Тимирязевский

Новослободская - Савеловская - ... - Владыкино - Отрадное

   

1989

Серпуховско-Тимирязевский

Новослободская - Трубная - Чеховская - Библиотека имени Ленина

 

2

1989

Строительство от Новослободской на север планировалось начать в 1983 г. и участки Тимирязевского радиуса сдать в эксплуатацию в 1985-1989 гг. [1979И].

30.12.1979 была введена в строй Калининская линия: Марксистская - Площадь Ильича - Авиамоторная - Шоссе Энтузиастов - Перово - Новогиреево (км).

По этому поводу в [1980ЦФ, с.7] еще раз напомнили, что в перспективе она должна быть продлена до ст. Реутово на востоке и до ст. Арбатская на западе, а от ст. Киевская - в город Солнцево с ответвлением в Очаково.

05.11.1980 была открыта станция Шаболовская. Протяженность линий достигла почти 185 км, количество станций - 115.

5.8. 1980 год

В [1980ЦФ, с.7-8] приведены уже новые названия станций строящейся и вводимой в 1983 г. Серпуховской линии: Серпуховская, Тульская (с подземным травалатором до пл. Серпуховской заставы), Нагатинская, Нагорная, Нахимовский Проспект, Севастопольская, Чертановская, Южная.

В справочнике сообщалось, что Серпуховскую линию планировалось продлить на юге до МКАД и на севере до ст. Библиотека имени Ленина. А вот планы на севере были списаны с предыдущего издания 1978 года, т.е. со строительством линии через Дегунино до Марка и ответвлением в Лианозово, хотя постановлением 1979 г. уже было утверждено первоочередное строительство в Отрадное. Так же точно были списаны пункты об ответвлении в Серебряный Бор (и с той же ошибкой в формулировке) и до Люберец.

В справочнике 1980 г. были названы места строительства станций Замоскворецкого радиуса, что позволило идентифицировать их проектные названия: Каширская - Ленино (Кантемировская) - Царицыно (Ленино, Царицыно) - Орехово - Борисово (Домодедовская) - Братеево (Красногвардейская).

Появилась там и строчка о продлении Калужского радиуса (вместо Фрунзенского радиуса!) до Теплого Стана. Остальные планы 1978 г. из текста были удалены.

5.9. 1981 год

В юбилейной книге "Дни и годы Метростроя" [1981МС, вкл. с. 336] появилось интервью с начальником Метростроя П.А.Васюковым и очень своеобразная карта перспективного строительства с такими данными:

[Перспективное развитие Московского метрополитена.]
Из книги "Дни и годы Метростроя" (1981).

Радиус (диаметр)

Конечные пункты

Длина, км

Количество станций

Дата ввода

Серпуховский

Добрынинская - Южная

13.9

8

1983

Тимирязевский

Добрынинская - Полянка - Библиотека имени Ленина

2.8

2

1984

Замоскворецкий

Каширская - Орехово

6.4

3

1984

Замоскворецкий

Орехово - Борисово - Братеево

3.4

2

1985

Серпуховский

Южная - Красный Маяк

1.3

1

1985

Калининский

Марксистская - Новокузнецкая (Третьяковская)

1.6

1

1985

Итого

 

29.4

17

 

Калужско-Рижский

Беляево - Теплый Стан - Ясенево

6.5

4

1986

Тимирязевский

Новослободская - Савеловская - Дмитровская - Тимирязевская - Петровско-Разумовская - Владыкино - Отрадное

11.5

7

1988

Тимирязевский

Новослободская - Библиотека имени Ленина

5

...

1989

Тимирязевский

Петровско-Разумовская - Лианозово

...

...

...

План на 11-ю пятилетку - 29.3 км, 17 станций.

29 или 30.10.1981 [вырезка из газеты "Вечерняя Москва"] в МПС была проведена пресс-конференция, посвященная перспективам строительства метрополитенов в СССР.

Начальник Главного управления метрополитенов Б.А.Шелков сообщил корреспонденту С.Акжигитову, что в Москве имеется 185 км линий и 115 станций. В течение 11-й пятилетки (1981-1985) планируется ввести 30 км линий и 17 станций. Будет начато строительство Тимирязевского радиуса от ст. Библиотека имени Ленина через Пушкинскую, Новослободскую, Савеловский вокзал в Отрадное со вводом в строй по частям. Кроме того, Калужский радиус будет удлинен на 6.5 км (4 станции) до Ясенева, а Кировско-Фрунзенская линия продолжится "от ст. Преображенская Площадь в район улицы Подбельского".

В еще одной недатированной вырезке за этот же период (конец 1981 - начало 1982) вновь расписан план на 29.4 км, причем впервые даны новые названия станций Замоскворецкого радиуса (Кантемировская, Ленино, Орехово, Домодедовская, Красногвардейская) и Серпуховского радиуса (Пражская).

В статье В.Крахотиной "Будущие трассы метро" за 09.10.1982 приведены названия четырех станций Калужского радиуса: Зоопарк, Теплый Стан, Ясенево, Битцевский Парк. А вот в заметке от 11.08.1983 со ссылкой на недавнее решение исполкома Моссовета даются новые названия: Коньково и Теплый Стан (1-я очередь), Ясенево и Битцевский Парк (2-я очередь), уточняется длина линии (6.6 км) и сообщается, что на площадке ст. Коньково начаты подготовительные работы. В заметке в "Вечерней Москве" от 30.09.1983 главный инженер проекта В.А.Шмерлинг сообщает, что строительство планировалось начать в 1985 г., но фактически оно будет начато в 4-м квартале 1983 г. со сдачей 1-й очереди в 1986 и второй в 1988 г.

В заметке "Московской Правды" за 05.06.1983 даны названия станций и описан план ввода в строй Тимирязевского радиуса: Боровицкая - Чеховская (1986); Чеховская - Цветной Бульвар - Менделеевская - Савеловская (1987) и далее во Владыкино и Отрадное. Название Полянка упоминается в статье группы авторов "С яркой эмблемой М" в "Известиях" за 24.08.1983.

Таким образом, в 1981-1983 гг. окончательно отказались от опережающего строительства участка от Новослободской на север и приняли постепенное наращивание линии от Серпуховской через центр.

5.10. 1983-1985 годы

С пуском 08.11.1983 Серпуховского радиуса протяженностью около 14 км (Серпуховская - Тульская - Нагатинская - Нагорная - Нахимовский Проспект - Севастопольская - Чертановская - Южная) длина линий достигла 200 км и количество станций - 123.

18.10.1983 "Правда" опубликовала приуроченную к предстоящему пуску Серпуховской линии первого поезда статью Н.Коршуновой "Подземными километрами". Последовательность строительства Тимирязевского радиуса из текста неясна; в предыдущей заметке, опубликованной на следующий день после пропуска после пробного поезда, говорилось, что строительство Тимирязевского радиуса уже началось и что Серпуховской радиус с ним соединится.

Зато в статье от 18.10.1983 впервые описан проект Люблинской линии, части нового Ждановско-Тимирязевского (так!) диаметра между севером и востоком Москвы. Люблинская линия начинается от ст. Курская и ее первый участок кончается на ст. Шарикоподшипниковская. Затем она пройдет через Южный Порт в Печатники и Люблино.

Реконструкции для повышения провозной способности, согласно этой статье, подлежат Кировско-Фрунзенская, Горьковско-Замоскворецкая, Арбатско-Покровская и другие линии.

В заметке "Метро: север - юг" (Вечерняя Москва, 28.01.1984) были приведены названия станций Тимирязевского радиуса: Менделеевская, Савеловская, Дмитровская, Тимирязевская, Петровско-Разумовская, Владыкино, Отрадное.

В [1984ЦФ, с.5-8] было включено достаточно подробное описание планов строительства на 11-ю пятилетку (около 30 км, 17 станций Серпуховского, Замоскворецкого и Калининского радиусов) и на последующие годы.

Радиус (диаметр)

Конечные пункты

Длина, км

Количество станций

Дата ввода

Замоскворецкий

Каширская - Кантемировская - Ленино - Орехово

 

3

1984

Замоскворецкий

Орехово - Домодедовская - Красногвардейская

10
вм

2

1985

Калининский

Марксистская - Третьяковская

 

1

1985

Серпуховский

Южная - Пражская

 

1

1985

Тимирязевский

Серпуховская - Полянка - Боровицкая

 

2

1985

Итого

   

9

 

Серпуховский

Боровицкая - Чеховская

 

1

 

Серпуховский

Чеховская - Цветной Бульвар - Менделеевская

 

2

 

Тимирязевский

Менделеевская - Савеловская - Дмитровская - Тимирязевская - Петровско-Разумовская - Владыкино - Отрадное

 

6

 

Калужско-Рижский

Беляево - Коньково - Теплый Стан - Ясенево - Битцевский Парк

6.2

4

1986
в две очер.

Тимирязевский радиус, согласно [1984ЦФ], в дальнейшем планировалось продлить до Бибирево и Лианозово.

К продлению Калужского радиуса в Ясенево дано совершенно фантастическое примечание: оно "значительно разгрузит Горьковского-Замоскворецкую линию от пассажиров, проживающих в Чертанове". Очевидно, эта фраза была когда-то написана по случаю строительства Серпуховского радиуса.

В 12-й пятилетке (1986-1990) было запланировано продление Кировского радиуса от ст. Преображенская Площадь до улицы Подбельского. Из этой формулировки (как и из предыдущей) не ясно, шла ли речь о продлении вдоль Открытого шоссе или через совр. Черкизовскую. Лишь в книге "Московскому метрополитену - 50" было сфорулировано более четко: "от ст. Преображенская Площадь через стадион "Локомотив" до ст. Улица Подбельского".

В [1984ЦФ] публикации появилась более точная информация о строительстве Люблинской линии, разработка проектно-сметной документации которой должна была начаться в 1984-1985 гг. На линии длиной почти 40 км было запроектировано 20 станций. Начиналась она у станции Красногвардейская Серпуховской линии (вот так!), шла через Люблинский район через ст. Пролетарская, Площадь Ильича, Курская, Кировская, Цветной Бульвар, новую станцию на Кольцевой линии, в Дегунино и Бескудниково вместо предусматривавшейся схемой 1971 г. западной ветви Тимирязевского радиуса.

Среди далеких перспектив были названы продление Арбатско-Покровской линии (а не Калининской!) от ст. Киевская в Солнцево и Ждановско-Краснопресненской в Люберцы и Серебряный Бор (в третий раз в неверной формулировке!).

Авторы справочника заявили, что с окончанием строительства Люблинской линии и линии в Солнцево развитие сети Московского метрополитена должно прекратиться, за исключением продления существующих линий.

В конце 1984 г. было объявлено, что 11.08.1985 будет сдан участок Орехово - Красногвардейская, к 07.11.1985 - перегон Южная - Пражская и к 15.12.1985 - участки Марксистская - Третьяковская и Серпуховская - Боровицкая.

Фактически 07.09.1985 было открыто движение на участке Орехово - Красногвардейская, 06.11.1985 - Южная - Пражская, а участки Серпуховская - Боровицкая и Марксистская - Третьяковская вступили в строй уже в 1986 г.: первый 23 января, второй 25 января. С этой оговоркой задание - 29.4 км линий за пятилетку - было выполнено. Суммарная протяженность линий достигла 215 км.

5.11. 1985-1987 годы

19.02.1985 "Вечерняя Москва" сообщила, что линия Беляево - Битцевский Парк будет введена двумя участками (3.1 и 3.6 км) в 1987 и 1989 г.

26.04.1985 "Известия" в юбилейной заметке В.Беликова "Метро - полвека!" сообщили, что участок Боровицкая - Чеховская вводится в 1987 г., до Савеловской - в 1988 г. и до ст. Отрадное - в 1990 г. В интервью газете начальник Управления Московского метрополитена Ю.В.Сенюшкин подтвердил сроки продления Калужского радиуса (1987 и 1989) и назвал сроки следующих пусков 12-й пятилетки. "Около четырех лет" займет прокладка трассы от ст. Преображенская Площадь "на северо-восток, к улице Подбельского". В 1990 г. будут открыты участок Молодежная - Крылатское и первый отрезок Люблинской линии.

04.12.1985 в "Правде" появилось интервью с начальником Главтоннельметростроя Минтрансстроя СССР Ю.А.Кошелевым. Он сообщил планы на 1986-1990 гг.: длина вводимых линий 35 км, количество станций - 20. На Люблинско-Дмитровской линии по-прежнему выделяется первый участок до Шарикоподшипниковской и следующий - в Печатники и Люблино. Реконструкции подлежат Ждановско-Краснопресненская, Кольцевая, Кировско-Фрунзенская, Калужско-Рижская линии.

27.09.1986 "Московская Правда" опубликовала статью "45 километров скорости", посвященную опять-таки планам на 12-ю пятилетку (1986-1990). Все объявленые сроки пусков были подтверждены, но партия велела ускоряться... и вот прибавка в 10 км по сравнению с предыдущей публикацией! Но если рост с 29 до 35 км выглядел вполне реальным, то 45 км находились уже за пределами разумного...

Главным "виновником торжества" стала Люблинская линия. Если первоначально в 12-й пятилетке планировалось начать строительство 7-километрового участка до ст. Шарикоподшипниковская, то теперь - закончить все 14 км трассы со станциями: Курская (3) - Площадь Ильича - Пролетарская - Шарикоподшипниковская - Печатники - Люблино. При этом промежуточная станция Кожуховская относилась во вторую очередь, перегон Печатники - Люблино трассировался южнее Люблинского пруда, а конечная станция Люблино должна была располагаться на перекрестке улиц Ставропольская и Краснодонская. Далее линия трассировалась на юг через ст. Верхние Поля и Марьино и через мостовой переход в Орехово-Борисово.

Тимирязевский радиус должен был дойти не только до ст. Отрадное, но и еще на две станции дальше (Бибирево, Череповецкая). Вот откуда взялись 45 км вместо 35 км и 24 станции вместо 20.

Была наконец описана трасса продления Кировско-Фрунзенской линии почти на 4 км: станцию Черикзовская "посадили" у стадиона Локомотив, а далее - в район улицы Подбельского.

В задел на 13-ю пятилетку (1991-1995) должны были пойти участки Люблинско-Дмитровской линии на юг в Марьино и на север к Сущевскому валу, а также Замосковорецкого радиуса в промышленную зону Борисово.

В тот же день "Вечерняя Москва" в ответ на вопрос читателя ясно заявила, что участок Кировско-Фрунзенской линии от ст. Черкизовская до ст. Улица Подбельского строится как часть Большого кольца.

В разбираемой ниже статье Р.Горбанева (февраль 1987) в число линий, пускаемых в 1991-2010 гг., попали:

  • Юго-Западная - Дудкино;
  • Красногвардейская - Промзона;
  • Киевская - Парк Победы;
  • Медведково - Челобитьево;
  • Бибирево - Лианозово;
  • Люблино - Краснодонская - Марьино - ... - Красногвардейская;
  • Чкаловская - Сретенский Бульвар - Цветной Бульвар - Площадь Коммуны - Сущевский Вал - Фонвизина - Останкино - Петровско-Разумовская - ... - Дегунино.
К 2010 г. длина линий традиционного метрополитена должна была достигнуть 350 км. На более отдаленную перспективу планировались участки Черкизовская - Щелковская, Речной Вокзал - Левобережная, Парк Победы - Рябиновая Улица, Ждановская - Люберцы, Новогиреево - Реутово, Третьяковская - Арбатская, Пражская - Бутово.

Там же говорилось, что рассматривается вопрос о строительстве вторых выходов на станциях ВДНХ, Бауманская, Семеновская, Маяковская, Белорусская (C).

[Схема развития Московского метрополитена до 1990 г.]
Из книги В.П.Калиничева.

Однако спроектированная трасса конечного участка Люблинской линии (Печатники - Люблино) не была утверждена, по официальной версии - так как проходила через охранную зону усадьбы Дурасова ("С учетом завтрашнего дня" - Вечерняя Москва, 17.06.1987). Не был также принят вариант переноса ст. Печатники вглубь района, на ул. Кухмистерова - под тем предлогом, что пройти под Южным портом мелким заложением было бы невозможно. Принят был вариант, при котором ст. Люблино переносилась на 800 м к северо-востоку по Краснодонской ул., а спорный перегон проходился севернее Люблинского пруда. Далее трассу прорисовали через ст. Краснодарская (на пересечении ул. Краснодарская и Совхозная), и через еще одну промежуточную станцию вывели к Марьино.

Так в итоге и построили, только станция севернее Люблинского пруда была названа Волжская (по Волжскому бульвару), а на станцию Краснодарская перенесли название Люблино.

Этот план на 12-ю пятилетку был повторен и в справочнике [1989ЦФ, с.6-7] с небольшими нюансами и противоречиями. Так, протяженность линий должна была достигнуть 265 км - но даже в случае пуска 45 км в 12-й пятилетке не получалось больше 260!

Главным объектом был Тимирязевский радиус протяженностью (от ст. Боровицкая) 19.4 км, из которых участки до ст. Отрадное вводились в 12-й пятилетке, а продолжение в Бибирево и Лианозово - все-таки в 13-й (1991-1995), вопреки "ускоренным" планам 1986 г.

На 1989 г. планировался пуск участка Калужского радиуса от ст. Теплый Стан до ст. Битцевский Парк. В том же 1989 г. планировалось пустить участок Преображенская Площадь - Черкизовская - Улица Подбельского (3.9 км), а в 1990 г. - участок Молодежная - Крылатское (2.4 км).

В целях повышения пропускной способности Горьковско-Замоскворецкой линии к 1989 г. были удлинены платформы ст. Динамо, Маяковская, Новокузнецкая, Павелецкая.

К 1990 г., согласно справочнику, планировалось построить вторые выходы на ст. Бауманская, Белорусская(C), ВДНХ, Семеновская, Электрозаводская, Маяковская. Этот список вызывает недоуменный вопрос (как их собирались ввести к 1990 г., если в 1989 г. не было сделано еще ничего?) и четкое ощущение, что главной целью строительства вторых выходов Маяковской и станций Покровского радиуса была беспрепятственная, без закрытия станций, замена эскалаторов 1938-1944 г. выпуска.

Были приведены новые названия станций Люблинской линии. Первый участок длиной 14 км включал ст. Чкаловская, Крестьянская Застава, Площадь Ильича, Шарикоподшипниковская, Печатники, Люблино. Ст. Люблино (Волжская) планировалась на пересечении улиц Краснодонская и Шкулева. Продление линии планировалось на юге в Марьино, на севере - через Тургеневскую пл. и пл. Коммуны, через Сущевский вал, мимо Останкино и вдоль Дмитровского шоссе в Бескудниково и Дегугино.

В разделе про Калининскую линию [1989ЦФ, с.187] все еще излагался план постройки участка Третьяковская - Арбатская (2) с открытием движения от Новогиреева до Киевской и последующим продлением линии в Солнцево с ответвлением в Очаково на западе и до пл. Реутово на востоке; в главе про станцию Полежаевская [1989ЦФ, с.177] упоминались планы строительства линии в Серебряный Бор.

 


Игорь Лисов

 



Последнее обновление 20.01.2021 Copyrigt©1997-2021 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».