Замоскворецкая линия
Длина 40,012 км. 22 станции.
Конечные станции "Речной Вокзал" и "Алма-Атинская".
Одна из самых загруженных линий Московского метрополитена.
В часы пик интервал между поездами составляет 90 секунд.
Движение открыто на участках:
"Сокол" - "Театральная" (11 сентября 1938),
"Театральная" - "Автозаводская" (1 января 1943),
"Сокол" - "Речной Вокзал" (31 декабря 1964),
"Автозаводская" - "Каховская" (11 августа 1969),
"Каширская" - "Орехово" (30 декабря 1984),
"Орехово" - "Красногвардейская" (7 сентября 1985),
«Красногвардейская» — «Алма-Атинская» (24 декабря 2012).
Участки "Речной Вокзал" - "Аэропорт" и "Автозаводская" - "Красногвардейская" - мелкого заложения, часть перегона "Технопарк" - "Коломенская" проходит по мосту через Москву-реку.
Участок "Динамо" - "Павелецкая" - глубокого заложения.
Станции «Новокузнецкая», «Павелецкая» (20 ноября 1943), «Тверская» (20 июля 1979), «Технопарк» (28 декабря 2015) были открыты на уже действующих перегонах.
История
Участок второй очереди между станциями "Сокол" и "Театральная", введенный в 1938 году, образовал вторую линию Московского метрополитена. Построенная на новой линии промежуточная станция "Маяковская" - первая колонная станция глубокого заложения в мире, в 1939 году получила Гран-при на международной выставке в Нью-Йорке.
Вторая очередь стала новым этапом в развитии строительства. Около 80% всех тоннелей были построены щитовым способом. На линиях одновременно работало 30 перегонных (диаметром 6,2 м.) и 12 станционных (диаметром 9,8 м.) щитов, как импортных, так и сконструированных советскими специалистами и изготовленными на отечественных заводах.
Начиная со второй очереди, станции глубокого заложения сооружались из чугунных тюбингов, которые собирались в кольца диаметром 9,5 м и образовывали три параллельных тоннеля, соединяемые друг с другом проходами и имеющие общие опоры-пилоны.
В годы Второй Мировой войны линия была продлена на юг (станции "Новокузнецкая", "Павелецкая", "Автозаводская"), причем станция "Павелецкая" первоначально не имела центрального зала, он был построен позднее, в ходе реконструкции в 1953 году. (Подробнее о реконструкции "Павелецкой" в разделе "реконструкция станций").
Основной поставщик тюбингов для метрополитена - Днепропетровский завод металлургического оборудования оказался на оккупированной территории. Организовать выпуск нескольких тысяч тонн тюбингов, в условиях острой нехватки материалов и конструкций, удалось на московских заводах - "Станколит", "Серп и молот", "Компрессор". На заводе № 5 Метростроя был построен цех по изготовлению тюбингов станционных тоннелей.
Станции первых очередей строительства сооружались с применением внутренней оклеечной гидроизоляции, которая не выдержала продолжительную проверку временем, особенно в местах сопряжения чугунных тюбингов и бетона (проходы между пилонами, примыкания пересадочных коридоров). Кроме того, многие станции находятся в исключительно неблагоприятных геологических условиях, под большим напором грунтовых вод. А за последнее время грунтовые воды стали еще и гораздо более агрессивными, из-за усиливающегося загрязнения окружающей среды.
Прямой угрозы конструкциям станций нет, но внешний вид страдает. Поэтому принято решение о комплексной реконструкции с усилением гидроизоляции ряда станций. Проведена реконструкция на станции "Белорусская" - радиальная. На "Маяковской", подлинном шедевре мировой архитектуры, реконструкция началась в 2006 году. Позднее реконструкции подвергнется "Новокузнецкая", где будут отреставрированы мозаики, изготовленные в блокадном Ленинграде художником В.А Фроловым и вывезенные по льду Ладожского озера, и "Театральной".
В 60-х годах линия продлевается на север в район Речного Вокзала и на юг в районы массовой жилой застройки Коломенское и Волхонка-ЗИЛ.
Линия прошла через Нагатино, железнодорожную станцию "Коломенское", пересекла Москву-реку по метромосту. При этом русло реки было спрямлено каналом длиной около 3500 м. На трассе сооружено четыре станции: "Коломенская", "Каширская", "Варшавская" и "Каховская".
Станция "Каширская" представляет собой две типовые колонные станции мелкого заложения, объединенные в единый комплекс. До открывшегося через 15 лет участка "Каширская"-"Орехово" и организации вилочного ответвления было задействовано по одному пути в каждом зале.
Станция "Тверская" сооружена в 1979 году на действующем участке между станциями "Театральная" и "Маяковская" без прекращения движения поездов и строительства обходных тоннелей. (Подробнее о строительстве "Тверской" в разделе "реконструкция станций").
Участок "Каширская" - "Орехово" был открыт 30 декабря 1984 г., но на следующий день, из-за нарушения гидроизоляции, тоннель был затоплен на участке "Ленино" (ныне "Царицыно") - "Орехово" водами Царицынского пруда. Восстановительные работы длились больше месяца. Повторно участок вновь открыт 09.02.1985.
Участок линии перед станцией "Царицыно" проходит в неустойчивых, сильно обводненных грунтах. При строительстве плывун заморозили, были проведены мероприятия по водопонижению и усилению гидроизоляции тоннеля. Однако сегодня приходится ежегодно выполнять работы по химическому закреплению грунтов. В 2001 году на этом участке произошел прорыв плывуна в тоннель. В результате аварийных мероприятий герметичность тоннеля удалось восстановить, но повторный выброс плывуна произошел в ноябре 2003 года.
C 1984 года на станции "Каширская" было организовано вилочное разветвление на два участка "Каширская" - "Каховская" и "Каширская" - "Орехово" (а затем - до "Красногвардейской"). Поезда шли (в среднем) два (до Красногвардейской) к одному (до Каховской), и несмотря на это, поезда от/к Красногвардейской всегда были переполнены.
В 1995 году участок "Каширская" - "Каховская" окончательно преобразован в Каховскую линию.
Дальнейшее развитие.
Планируется продлить Замоскворецкую линию от станции "Речной Вокзал" в район Левобережной улицы. На продлении будут построены станции "Беломорская" и "Улица Дыбенко".
Подробнее о развитии линии читайте в разделе "Будущее метро".
|