Кольцевая линия
Длина 19,260 км. 12 станций.
Движение открыто на участках:
"Парк Культуры" ("ЦПКиО") - "Курская" - 01.01.1950,
"Курская" - "Белорусская" - 30.01.1952,
"Белорусская" - "Парк Культуры" ("ЦПКиО") - 14.03.1954.
Соединяет все радиальные линии и семь из девяти московских вокзалов (кроме Савеловского и Рижского).
Линия целиком глубокого заложения.
История
По "Перспективной схеме Московского метрополитена" 38 года Кольцевая линия планировалась значительно дальше от центра, чем построенная впоследствии, примерно по трассе современного третьего транспортного кольца. (Подробнее о проектах см. "Историю проектов" Московского метрополитена).
Решение о строительстве по нынешней трассе было принято в 1943 г. с целью разгрузки Центрального пересадочного узла.
Строительство Кольцевой линии стало 4-ой очередью строительства Московского метрополитена. Линию планировалось сдать четырьмя пусковыми участками: от ст. "ЦПКиО" до ст. "Курская"; от "Курской" до "Комсомольской", далее до "Белорусской" и замкнуть кольцо участком до "ЦПКиО".
На станциях "Курская", "Белорусская" и "Киевская" планировалось построить по два вестибюля с наклонными ходами, а на ст. "Комсомольская" - три вестибюля.
Для организации движения на этих участках были построены 4 камеры съездов для оборота поездов и зонного курсирования.
С момента открытия первого участка в 1950 году линию обслуживало электродепо "Сокол". Позже обслуживание подвижного состава переведено в новое депо "Красная Пресня".
Кольцевая линия пересекает обширные водные преграды, в четырех местах проходит под Москвой-рекой. На отдельных участках приток воды в забой достигал 2500 куб. м/час. Геологическая обстановка на всем протяжении трассы характеризуется распространением карстов, особенно в районах пересечения рек Москвы и Яузы, наличием древних песчаных размывов и плывунов.
Чтобы снизить напор воды в забои и через швы между тюбингами, предотвратить вынос породы из карстов, проходка под руслом Москвы-реки на отдельных участках велась с применением водопонижения и искусственного замораживания горизонтальных выработок, а также под сжатым воздухом. Система опережающей разведки и технология щитовой проходки применительно к этим условиям обеспечивали безопасность ведения работ.
Сложные условия строительства требовали дальнейшего совершенствования конструкций, технологических методов и организации проходческих работ.
Еще на третьей очереди была улучшена конструкция обделки перегонных и станционных тоннелей. Так, ширина тюбингов перегонных тоннелей увеличилась до 1 м. Это способствовало уменьшению числа монтажных единиц, т.е. количества швов и болтовых соединений. Значительно усовершенствована конструкция чугунной тюбинговой обделки станций расширением кольца с 0,6 до 0,75 м. Это позволило облегчить его вес, сэкономить около 1 млн. комплектов болтовых скреплений, сократить длину швов, требующих чеканки. Ширина пилонов на станциях уменьшилась с 3,8 до 3 метров, а проходы между ними увеличились с 3,4 до 3,75 м.
Станции "Комсомольская" и "Курская" построены колонными. По сравнению со станциями пилонного типа, они отличаются большими удобствами в эксплуатации. Конструкции потребовали меньшего расхода металла, а совершенствование узлов сопряжения наклонных ходов с подземными залами также значительно снизило его расход. Это самые крупные станции Московского метрополитена. На "Комсомольской", впервые в практике метростроения, сооружен средний тоннель диаметром 11,5 м. Длина платформенной части "Курской" составляет более 160 м, а ширина 19,8 м.
Станционные тоннели "Курской" были сближены и раскрыты в один общий объем. Верхние прогоны, передающие нагрузку от сводов на стальные колонны, установлены наклонно и как бы продолжают тюбинговую обделку. Конструкция прогонов позволила опереть своды на колонны без фасонных тюбингов. Для сборки металлоконструкций были изготовлены подъемники с выдвижными каретками, оборудованными двадцатитонными домкратами. Замена станционных щитов специальными укладчиками в условиях сближенных тоннелей обеспечила высокую точность монтажа конструкций.
На станциях "Комсомольская" и "Киевская" впервые в практике метростроения сооружены четырехленточные эскалаторные тоннели диаметром 11,5 м.
Здесь применены асбоцементные водозащитные зонты общей площадью 300 тыс. кв. м. При устройстве пассажирских платформ, подземных служебных помещений и кабельных блоков, в стенах станционных тоннелей широкое внедрение получили сборные железобетонные конструкции.
Художественное оформление "Комсомольской" - мозаичные панно из смальты и ценных камней (по эскизам П. Д. Корина) с портретами Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Михаила Кутузова, Александра Суворова; барельефы, посвященные историческим событиям, связанным с военной историей России, с победой в Великой Отечественной войне.
Дальнейшее развитие.
Начато строительство станции "Площадь Суворова" на действующем перегоне между станциями "Новослободская" и "Проспект Мира", где будет переход на станцию "Достоевская" строящегося радиуса Люблинской линии.
Однако ввиду отсутствия достаточного финансирования, строительство заморожено и станция "Достоевская" будет вводится без пересадки на Кольцевую линию.
Предполагается (в отдаленной перспективе) строительство еще одной станции на перегоне между "Киевской" и "Краснопресненской", где будет пересечение с предполагаемым продлением Калининской линии.
Использована информация с сайта "Метрострой"
|