новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
проектирование линийперегонные тоннелитоннелепроходческие щитыпилонные станцииколонные станцииодносводчатые станциимелкое заложениеэстакадные линииреконструкция станций
строительство метро

Односводчатые станции глубокого заложения



Глубокие односводчатые станции являются, пожалуй, наиболее интересными и необычными станциями, построенными закрытым способом на большой глубине. Проект таких станций, предназначенных для сооружения в пластичных кембрийских и протерозойских глинах, был разработан в Ленинграде, поэтому станции такого типа получили название "Ленинградский односвод". Первая станция подобного типа открыта в Санкт Петербурге в 1974 году. С тех пор в Санкт Петербургском метрополитене таких станций построено много, в Московском же только одна, это - "Тимирязевская" на Серпуховско-Тимирязевской линии.

Свод станции составлен из отдельных арок, представляющих собой железобетонные блоки, опирающиеся на монолитные опоры. Для того, чтобы избежать изгибающих моментов, а арках свода применено близкое к шарнирному соединение блоков, без связей растяжения в стыках. Сразу после монтажа, собранная из отдельных блоков большепролетная арка, обжимается в грунт. Для этого в замковый блок, при его изготовлении, заложены два плоских гидравлических домкрата. Величину усилия разжатия можно регулировать, в зависимости от конкретных условий строительства, добиваясь стабилизации горного давления и уменьшения осадок поверхности.

Обратный свод, так же как и верхний, выполнен из не связанных друг с другом арок циркульного очертания, составленных из железобетонных блоков.

На первом этапе строительства проходятся опорные тоннели, с помощью блокоукладчика, или же проходческим щитом, идущим по трассе перегонного тоннеля. Так как опорные тоннели не совпадают с перегонными ни в плане, ни в профиле, щит, на подходах к станции, выводится на ось опорного тоннеля, а за ее пределами - возвращается на трассу перегонного тоннеля. Обделку на этих переходных участках приходится перебирать, что является весьма трудоемкой операцией.

На втором этапе возводятся опоры сводов, путем нагнетания бетона за опалубку. Наиболее ответственный этап - проходка калоттной прорези и возведение верхнего свода станции. В плоскости торцевой стены станции по контуру будущего свода из опорных тоннелей проходится криволинейная штольня одновременно с двух сторон. Под защитой крепления штольни возводятся первые арки свода. Блоки свода поочередно укладываются по опорной конструкции от пят свода к замку. Последним устанавливается замковый блок с двумя плоскими гидравлическими домкратами Фрейсине.

Гидравлический домкрат представляет собой плоскую цилиндрическую емкость из листовой стали. Обжатие смонтированной арки свода в грунт производят путем нагнетания в домкрат цементного раствора. В результате цилиндр увеличивается и раздвигает элементы замкового блока, а с ним и арки свода. Включением первого домкрата осуществляется предварительное обжатие для замыкания арки и ликвидации зазоров в стыках. При наличии пустот и отслоений, за блоки нагнетается цементно-песчаный раствор. После твердения раствора первичного нагнетания, арка разжимается вторым домкратом замкового блока при давлении 22 Мпа. при этом происходит окончательное обжатие арки в грунт с усилием до 300тс при ширине арки 0,5м.


Грунт в ядре сечения разрабатывается на расстоянии 30-40 метров от забоя калотты, разбиваются блоки обделки опорных тоннелей, и ведется монтаж обратного свода. Уступ разрабатывается в два яруса, высотой 7 и 3 метра, электрическим экскаватором. Грунт грузится в бункер транспортера и далее в вагонетки состава, расположенного в опорном тоннеле. С незначительным отставанием, обеспечивающим устойчивое положение опор, монтируется очередная арка обратного свода. Блоки устанавливаются в направлении от опорных узлов к центру поочередно и разжимаются к опорам гидравлическими домкратами. После разжатия арки, устанавливаются вкладыши, вынимаются домкраты и стыки омоноличиваются.

Строительство односводчатой станции "Спортивная" в Санкт Петербурге
Процесс разработки внутреннего пространства станции. Справа видна частично разобранная обделка опорного тоннеля и возведенная в нем опора свода

 

На последнем этапе производится монтаж конструкции платформы, организация подплатформенных помещений, строительство натяжной камеры эскалатора.

 


Использована информация из издания "Метрополитены", Ю.С. Фролов, Д.М. Голицынский, А.П. Ледяев
Отдельное спасибо Russos-у и Штурману.

 



Последнее обновление 20.01.2021 Copyrigt©1997-2021 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».